Про перфекционизм

Апрель 10th, 2011 Оставить ответ »

Усиленно готовлюсь к кандминимумам по философии и английскому (пИчаль-пичаль-пичаль, должна сказать…), и в связи с этим размышляю о смысле жизни о достаточности прилагаемых усилий и ориентации на результат. Натолкнуло на это общение с коллегой, которой через месяц с небольшим предстоит аналогичное увлекательное занятие, и коллега переживала, что может не сдать вовремя реферат по английскому — мол, как же она, дипломированный преподаватель, не сдаст реферат в срок. Мое замечание, что ее знания английского и время сдачи работы, в общем-то, никак не связаны, ее  крайне удивило :) аналогично ее беспокоит, что она может не сдать экзамен на пятерку — а ведь она закончила университет с красным дипломом, и т.п. Мне же в данном случае важнее другой результат: просто сдать экзамен на положительную оценку, потому что сам экзамен, собственно, не является для меня самоцелью — это просто ступенька на пути к большей цели (которая, собственно, тоже является ступенькой). Поэтому я хоть и прикладываю к подготовке определенные усилия, но не стремлюсь к идеалу — и вообще, перфекционизм вреден, это все знают.

Теперь зайду с другой стороны. В старшей школе я практически не училась — если мне не хотелось идти в школу (просто так или по причине контрольной), то я и не шла — в принципе, дошло до того, что я вставала, бродила по квартире и говорила «пожалуй, я сегодня в школу не пойду». Все делалось с согласия родителей (в основном, правда, мамы — папа идею в целом не одобрял, но смирялся) — мама считала, что если я захочу прогулять, то я все равно это сделаю, и пусть уж лучше я сижу дома в тепле и безопасности, чем прячусь по страшным подворотням. Безнаказанность, как известно, развращает, и постепенно я начала пропускать все больше и больше уроков, причем уже по другой причине — я настолько отстала по некоторым предметам, что боялась идти на контрольные — ведь я ничего не знала. В основном, конечно, это касалось точных наук, с гуманитарными было полегче.

Все бы ничего, но у меня сформировался отличный подход к решению проблем — давно известный страусиный  метод. Чуть что не так — самоустраниться. Не складываются отношения с человеком — полностью избегать общения с ним. Случилось что-то нехорошее —  всеми силами избежать ответственности и по возможности переложить решение вопроса на кого-то другого. Собственно, все это вполне логично — я на протяжении пары лет видела, что такой метод работает, и что в любом случае все как-то утрясается — так или иначе, иногда большей ценой, иногда меньшей, но как-то устраивается.Отсюда же и стремление сделать работу «абы как» — лишь бы отстали, лишь бы сдать экзамен, лишь бы приняли.

Чтобы осознать эту внутреннюю проблему, мне потребовалось довольно много времени и сил. Первым импульсом после осознания (и пришедшего с ним понимания о причинах многих моих жизненных ошибок) было обвинить во всем родителей — дескать, это они меня так воспитали. Потом я поняла, что это — проявление того же паттерна, тем более, что родители искренне желали мне добра и поступали так, как им казалось оптимальным исходя из обстоятельств того времени. А сейчас я уже взрослая и могу сама взять свою жизнь под контроль.

Процесс трансформации был (и есть) нелегким, но постепенно я учусь кое в чем быть перфекционисткой (или хотя бы добиваться внутреннего ощущения, что я сделала все, что могла). Но признак такого пофигистского деперфекционизма преследует меня до сих пор.

Главное — я постепенно учусь отличать «а, лишь бы сделать» от «мне не нужен идеальный результат» — это я к вопросу об экзамене. Потому что старые привычки крепки, а в сочетании с новым осознанием их пагубности мне иногда сложно определиться по отношению к текущей задаче :) с другой стороны, я честно не вижу смысла в идеальном исполнении многих задач, и это иногда осложняет мое общение с коллегами-перфекционистами. Утешаю себя тем, что именно я — тот голос разума, который остановит их маниакальные стремления, ну а они, в свою очередь, мотивируют меня в очередной раз критично оценить результаты своей работы.

Реклама
  1. rainbow-citizen:

    Интересно.;) У меня в свое время был результат точно такой, при мотивации «с точностью до наоборот». Если знаю, что сделать это в лучшем виде нет возможности, я искала всеми способами возможность не делать вообще, либо откладывала до невозможности. Перфекционизм «зашкаливал» в противоположную сторону, а рез-т тот же — «страусиная реакция». ;))) Впервые «переломала» себя, когда защитила «неидеальную» диссертацию. Зато вовремя и единогласно.
    А кандминимумы действительно всего лишь ступенька. Ценность отметки в её «сроке годности»: чем выше балл, тем дольше времени может пройти между сдачей и защитой: 10, 5 и 3 года соответственно.

  2. graymax:

    Вот за что я люблю эту девушку, так это за умение из ма-аленьких мух радувать огро-омных, разноцветных слонов. :) Причем делает она это прямо в супе, т.к. отделять одно от другого категорически не умеет. :) Это во-первых. Во-вторых, она знает массу страшных слов, которые я и выговорить то толком не могу — только в монитор плеваться получается. ;) Одна только фраза «признак такого пофигистского деперфекционизма» способна здорового и трезвого человека свалить наповал. :)

  3. rainbow-citizen:

    ыыы:)))валяюсь пацталом в попытках апплодировать стоя
    Макс жжот!
    Представила миску супа с разноцветными слониками:)))))))))
    Ольчик, желаю легко разделаться с обоими кандминимумами и со спокойной душой приступать к диссеру. :))
     

Добавить комментарий

*

Page optimized by WP Minify WordPress Plugin