Отзыв на Inside Scientology

Март 26th, 2013 Оставить ответ »

Обещала написать отзыв на сайентологическую книжку,  так что очень коротко расскажу, что интересного там вычитала.

В целом, у автора весьма критичный взгляд на это движение (назвать его религией в полном смысле слова после прочтения язык не поворачивается). Она, как положено любому американскому автору нон-фикшна, перелопатила гору документов, книг и сайтов, а также пообщалась с толпой людей — в основном, правда, бывших сайентологов.

Вся книга — это подробный рассказ о предыстории и истории организации. Начинается все с биографии основателя сайентологии, Рона Хаббарда, и о том, как дошел он до жизни такой.  Описать его можно как великолепного вруна — он всегда приписывал себе разнообразнейшие подвиги, которых на самом деле и близко не совершал, и мечтал сделать что-то ну совсем уж выдающееся. Сменив несколько профессий, он подался в написание научной фантастики, а оттуда плавно перешел к спасению человечества.

Предшественником сайентологии была дианетика, которая обещала исцелить от всех болезней и вообще вселенское счастье. Хаббард опубликовал книжку и открывал школы, поучившись в которых, люди могли помогать страждущим. Когда же выяснилось, что не так хороша дианетика, как ее малюют, Хаббард объявил, что это недобросовестные последователи извратили прекрасную идею. Плюс его оскорбляло, что новоиспеченные дианетики открывали свои практики и не платили ему отчислений за гениальную идею.

В итоге Хаббард создал сайентологию, оформив ее как религию именно для защиты своих прав — чтобы никто не мог использовать его учение себе во благо. А впоследствии это не помешало еще и с точки зрения финансов — церкви в США не платят налогов. Стремление всячески законспирировать информацию тоже имеет чисто денежные корни — в сайентологии нет ничего бесплатного. За движение к просветлению надо платить, и платить немало. В книге есть несколько историй о том, как люди влезали в страшные долги, чтобы оплатить услуги церкви. А ведь кроме оплаты по прейскуранту, те, кто официально состоит в церкви, должны еще платить десятину.

В основе самого учения лежит что-то похожее на теорию реинкарнации и множественности человеческих жизней и воплощений. Движение к лучшей карме осуществляется с помощью аудитов — специальных процедур, на которых человек вспоминает негативные моменты своего прошлого (включая свои прошлые жизни) и с помощью различных технологий постепенно от них очищается.

Вся история сайентологии — борьба. Одни из главных врагов — психотерапевты, которые, согласно доктрине, вообще главные враги народа и стремятся истребить человеческую расу, неконтролируемо откармливая ее различными антидепрессантами и стимуляторами. А уж психиатры вообще воспринимаются как вселенское зло.

Параллельно с этим сайентология вела войну с налоговыми ведомствами США (чтобы подтвердить свое освобождение от налогов) и правительствами разных стран, у которых хватало наглости усомниться в безусловной полезности учения. Для этого они не гнушались самыми разными методами, включая прямой шантаж.

Еще одно направление — критики движения, особенно бывшие последования. Сайентологи известны моментальными и жесткими судебными преследованиями всех, кто осмеливается сказать хоть слово критики в их адрес. Разбирательства могут длиться годами, а поскольку факты часто скрываются или подтасовываются, шансов на благоприятный исход у критикующих немного.

Отдельное внимание в книге уделено смене власти после смерти Хаббарда. Единоличный руководитель сайентологии с конца 1980-х — Дэвид Мискевидж. Он попал в движение еще мальчиком, и довольно быстро поднялся по корпоративной лестнице. Даже если отложить в сторону его не всегда честные и благородные методы захвата власти, отношения к людям и управления организацией, у него есть объективные пробелы в менеджерских навыках. Он всю жизнь работает в одной организации, не имея опыта больше нигде. Но даже в сайентологии у него очень узкая специализации — Мискевидж не имеет административного опыта, он ни разу не управлял даже церковным приходом, зато сразу получил в руководство огромную организацию.

Меня еще впечатлила разветвленность и количество дочерних компаний в сайентологии. У них на каждую функцию создается отдельная организация, которая потом тоже может дробиться и делиться. Разобраться в этом реально сложно, что в полной мере прочувствовала на себе налоговая служба, когда попыталась что-то поиметь с церкви.

Саму церковь можно очень условно разделить на две части. Есть просто приходы, а есть организаторские структуры, которые, собственно, все развивают и спускают директивы на места. Вот, собственно, в книжке про приходы почти и не говорится, основное действие разворачивается в центральных отделах. Там царит просто-таки армейская дисциплина, все пашут в среднем по 16 часов в сутки, почти без права переписки и общения с внешним миром. Покинуть этот блаженный мир очень непросто — могут отправить в подобие исправительного лагеря, на трудовые работы и промывку мозгов.

Читать обо всем этом очень странно — возникает четкое ощущение параллельного мира. Даже не верится, что это происходило и происходит совсем рядом.

Прогнозы автор дает неутешительные — количество новых членов церкви неуклонно сокращается, а самое главное, сокращается их платежеспособность. Некоторые и рады бы, но еще не расплатились со старыми долгами. А ведь от них требуют все больших и больших вливаний.

Реклама

Добавить комментарий

*

Page optimized by WP Minify WordPress Plugin